В 1891 году, вскоре после прочтения знаменитого “Портрета Дориана Грея” Оскара Уайльда, озадаченный молодой человек по имени Бернульф Клегг написал автору и вежливо попросил того объяснить его высказывание «Всякое искусство совершенно бесполезно», как было написано в предисловии романа. К его удивлению, Уайльд вскоре ответил.
«Мой дорогой сэр,
Искусство бесполезно, поскольку его цель — лишь создать настроение. Оно не предназначено, чтобы поучать или в любой форме влиять на действия. Оно в высшей степени бесплодно, и эта бесплодность — символ удовольствия от него. Если за созерцанием произведения искусства следует деятельность любого рода, то либо произведение это вторично, либо зрителю не удалось постичь его суть.
Произведение искусства бесполезно, как бесполезен цветок. Цветок расцветает для собственной радости. Мы обретаем мгновения радости, глядя на него. Это все, что можно сказать о нашем отношении к цветам. Конечно, можно продать цветок и таким образом извлечь из него пользу, но это не имеет никакого отношения к цветку. Это не часть его сущности. Это случайность. Это злоупотребление. Боюсь, всё это очень запутано. Однако это долгая тема.